Река Белая - река Цна - Вышневолоцкое вдхр.  


Введение
ВЕСНА 2004
Р.Белая – р. Цна


Выбор маршрута:

Выбор маршрута был обусловлен желанием пройти реку обладающую следующими качествами:

1. Чистая вода.

2. протекает в ненаселённом районе,

3. ограниченность посещения туристами,

4. с элементами спортивного сплава 2 кат,

5. доступность подъезда/выезда

6. недалеко от Москвы.

Проведя исследование интернет ресурсов с описанием маршрутов были выбраны несколько рек западной и северо западной части Тверской области. Так был определён район путешествия - Валдай. Сроки проведения похода были определены из пожелания членов группы, которое сводилось к более тёплым майским прваздникам т.е. 9 мая. Проводя более детальную проработку маршрутов по рекам Серёжа и т.п., были выявлены сложности связанные с заброской в связи с ограниченностью по времени всего 3 дня (8-10 мая 2004) на всё.

Тщательно изучая карту тверской области, я возвращался и возвращался к питерской дороге как наиболее доступной и надёжной транспортной магистрали. Так я заитересовался районом Вышнего Волочка. Я имел опыт прохождения реки Шлина и впечатления от этого района были самые хорошие за исключением может быть только неинтересной спортивной составляющей сплава.

Река с названием Белая не может оставить равнодушным туриста- водника:

· Приток Цны в нижнем течении,

· Берет начало на высоких отрогах валдайской гряды

· Большая площадь водосбора в верхнем течении

· Населённость низкая

Всё вышесказанное послужило хорошим основанием для начала сбора информации по реке.

Проведя расширенный поиск среди интернет ресурсов, Я был удивлён скудностью информации или почти ее отсутствием. Всё что удалось выудить было:

· Самый большой приток Цны (+)

· Велосипедисты переправлялись в брод (?+) дорога к предполагаемому месту старта есть(+).

Ограниченность информации не только не охладила интерес к реке , а только разожгла интерес. С такими начальными условиями нам светило открыть для водно-туристического мира неописанную реку. История открытия и названия Америки настраивала на оптимистический лад. Итак режим первопрохождения был включён!!!!!


Группы 2004/05
2004
Участники похода и суда:

Комплектование группы было достаточно проблемным, но в итоге удачным по своему возрастному контингенту (от 6-50) и соответственно наличию опыта (0-6). Суда подбирались в основном из весовых характеристик на чел., и с учётом возможных изменений численного состава группы.

ФИО/Должность/Судно

1 Юров Михаил /Руководитель похода,/ капитан Катамаранa

2 Юрова Светлана Матрос

3 Аношкин Михаил Матрос

4 Садиков Валентин Юнга

5 Ковальчук Виктор Капитан ЛАС-5

6 Литман Инна Матрос

7 Ковальчук Вика Матрос

8 Олег (ГУРУ) Матрос

9 Крылов Юрий Завхоз,Капитан Таймень-2

10 Тараканов Максим Матрос


2005
В итоге команда выглядела так:
ФИО/ Должность/Судно

1 Юров Михаил /Руководитель похода, капитан Таймень-2 (adm)

2 Крылов Юрий Завхоз

3 Кирилл Турецков Юнга

4 Вячеслав Николаев Капитан Таймень-2
(family)
5 Мария Свиридова НачРульОтдела


Описание реки + заброска
2004
Подъезд и выезд с маршрута:

Туда:

№/маршрут/Вид транспорта/отправлен/прибытие

1/Москва (лен.вкз)-Тверь/Электропоезд./7-06*/9-58

2/Тверь-Вышний Волочёк/Поезд**/11-07/12-23

3 /Вышний волочёк – д.Ситниково/Частный Автомобиль***/Время в пути примерно 1 час.

*- лучше было выезжать на 6-32 потому, что успели бы на электропоезд тверь-бологое отправлением 9-52. Но не сложилось…

**- Выехать из Твери на Вышний Волочёк можно :

· электричками 0тправлением 9-52, следующая аж в 14-27.

· Автобусами ближайший к нам был в 10-30 но проблемы с билетами и долго ехать.

· Проходящими поездами. Мы ехали на дополнительном Москва - ст.петербург № 62 (если б знали бы поехали бы на нём из Москвы)

***- таксисты на вокзале Вышнего Волочка сразу встречают, но хотят много руб. за Жигули. Нам считаю повезло что через 1 час мы договорились с владельцем грузопассажирской машины который нас отвез на место за 2 рейса. Дорога в одну сторону 1 час. Качество дороги от В.Волочка по трассе на Фирово вполне хорошее, от д.Рученая до д.Лужниково гораздо хуже, но всё таки асфальт хотя и с рытвинами и нашлёпками . Скорость движения на плохом участке низкая.

В общем на месте первая группа была в 15-00. Наше время заброски от Москвы (Лен. Вкз) составило 8 часов из них активного движения 3+1.30+1=5-30.


8 мая

Начало маршрута – автомобильный мост через реку белая. Место для стапеля выбрали (15-00) ниже моста на правом берегу – травянистая поляна с редкими лиственными деревьями. Рядом впадает небольшой приток. В наших погодных условиях на поляне было сухо, но по характеру почвы можно говорить о том что оно залито в паводок. Дров мало но на скорый обед хватает. Жарко. Собрались быстро хотя экипажи не в полном составе – вторая группа приехала через 2 часа.

Дежурство захватил экипаж Ковальчука и по такому случаю устроил праздничный обед за удачный выход на маршрут! Встали на воду в 17-30. На протяжении первых 2-3 км река течет в невысоких песчаных, но обрывистых берегах. Течение относительно быстрое примерно 1,5-2 км. Лес вдалеке от берега. Препятствия – небольшие перекатики , стремнинки, есть рукотворные плотинки в которых полно железных штырей (береги шкуру). По правому берегу вдалеке заметен длинный забор похожий на загон. Решили что это охотоведческое творение, хотя может и животноводческое ограничивающее угодья д. Лужниково. Окончанием этого участка можно считать навесной мост. Далее лес подступает к берегам и река петляя от одного обрывистого берега к другому приобретает характер который в общем сохраниться на протяжении следующих 15 км. Появляются хорошие места для стоянок. Перекаты следуют друг за другом с периодичностью 150-200. В нашу воду – мелко. Камни в русле. Дно песок. Пройдя примерно минут 45 встаём на левом высоком берегу в сосновом бору на большой полке. Команда Виктора Ковальчука устраивает чудесный ужин с продолжением.

9 мая

Встали поздно. Пасмурно. Юнга Валентин получил весло для занятий греблей. После завтрака собирались долго. Вышли в 11-30. река довольно сильно петляет. Перекаты и шиверки сменяют друг друга. По берегам дремучий лес присутствие людей не наблюдается. Через примерно 1 час хода дошли до впадения правого притока. Приток довольно большой и сразу меняет водность реки – она становиться гораздо полноводней а препятствия более интересными. Через минут 20-30 подходим к подобию разрушенного моста. Мнение относительно его назначения изменились кто то сказал что это мельничные сооружения. Упавшие сколоченные брёвна создают широкий мелкий слив. Осторожно - металлические штыри и прутья. За этим препятствием следует очень интересный участок названный нами Чайными шиверами. Участок имеет длину примерно 3-4 км и очень насыщен интересными шиверами среди которых удалось выделить даже один порожек. Порог «писающий мальчик» на правом повороте начинается с зуба в центре и большими столовыми камнями в русле за которыми русло разбивается о гряды более мелких камней. Вообще точное описание препятствий осложнялось их большим количеством и малой водой.

Что можно отметить так это то, что уклон реки на многих препятствиях – ВИДИМ. Камней в русле очень много. Протяженность препятствий не превышает 50-80 м.

Окончанием участка можно считать появление протяженных прогонных участков более слабым течением. Хотя интересные стремнинки и шиверки имеют место но с меньшей периодичностью.

Около 14-00 нас на воде застал ливень с градом, который длился 10 минут и вымочил экипажи К2 и Тайменя искавших место для обеда среди высоких обрывистых берегов. Опытный Ковальчук благоразумно укрылся среди ёлок и пришёл с песнями к почти готовому обеду. Надо отметить что по берегам стали появляться следы деятельности бобров. А команде ЛАСа посчастливилось наблюдать за ними в живую.

После обеда и сушки мы отправили в плаванье остатки великого костра. Выглянуло солнце. Стали появляться прогонные участки. На К2 оборудовали руль, изъяв у Юнги новое весло , чему тот был очень не рад. Среди препятствий на следующих 2-3 км следует отметить порог названный в честь Виктора Ковальчука. Порог после правого поворота представлял собой гряду крупных камней с заходом по центру и смещением к правому берегу. К сожалению после эффектного начала экипажу ЛАСа пришлось покинуть судно для уменьшения осадки в центре шиверы. После 1.5 часов сплава по реке экипаж ЛАСа высказал пожелание о скорейшем месте ночёвки ибо защитная оболочка судна была сильно потрёпана острыми камнями. Встали на привлекательном месте где река делает левую петлю, на лужайке с редкими высокими соснами. Сделали праздничный ужин и играли в мяч. Начали рыбачить.

10 мая

Встали рано. В 9-00 завтрак был готов. Дождливо. Под тентом позавтракали и собрались. Выход в 10-30. Экипаж ЛАСа собирался долго и потому задержался с выходом. На протяжении 2-3 км ниже стоянки река имеет характер, который очень похож на вчерашний день. Стоит только отм